ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ У ПОДРОСТКОВ (15–20 ЛЕТ): ГОСПИТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗА 10 ЛЕТ

  • Авторы: Н.В. Курдиль, В.Ф. Струк, Н.М. Калыш
Скачать вложения:

Курдиль Н.В., Струк В.Ф., Калыш Н.М.
Киевская городская клиническая больница скорой медицинской помощи (КГК БСМП), отделение интенсивной терапии и экстракорпоральной детоксикации

Острые отравления химической этиологии у подростков вызывают значительный интерес у специалистов, что, безусловно, связано как с физиологическими особенностями взрослеющего организма, так и с особым характером поведения личности в этот период жизни. Нередко поведение подростков проявляется импульсивными решениями и необдуманными поступками, недостаточной оценкой опасности внешней среды, что может приводить к тяжелым последствиям и для здоровья, и для жизни в целом.

За последние 10 лет отмечен рост числа пациентов в возрастной группе 15-20 лет, в 2001 году доля группы не превышала 8% от общей численности пациентов, а в 2010 году достигла 12,7%.

Структура отравлений по этиологическому фактору имеет свои особенности: отравления медикаментами наблюдались у 70% пациентов, алкоголем — 10%, наркотиками — 15% и другими (в том числе неустановленными) веществами — 5%. Продолжительность лечения составила 2,5±0,7 суток. Пациенты мужского пола в возрастной группе составили 55%, женского — 45%. За период 2001-2010 гг. смертельных отравлений не зарегистрировано. В структуре отравлений медикаментами наиболее часто (45%) встречались отравления противовоспалительными (нестероидные противовоспалительные средства), жаропонижающими (парацетамол, производные салициловой кислоты) и обезболивающими веществами. Особенно следует отметить участившиеся случаи отравления парацетамолом (ацетаминофеном), который представлен на фармацевтическом рынке несколькими десятками лекарственных средств различных производителей в виде всевозможных лекарственных форм. Количество принятого токсиканта значительно варьировало в каждом отдельном случае (от 3 до 15 г), время поступления пациентов в стационар, в среднем, не превышало 4-6 часов с момента отравления. В качестве антидота стандартно применялся ацетилцистеин в таблетках или в инъекционной форме. В наиболее тяжелых случаях применялся плазмаферез.

На втором месте по частоте встречаемости находятся отравления веществами холинолитического или атропиноподобного действия (40%). Наиболее часто причиной подобных отравления являлись лекарственные средства (циклодол, тропацин, апренал, гастроцепин, тизерцин, армин, спазмолинин и др.) и вещества растительного происхождения (грибы рода Inocybe и Clitocybe и растения семейства Solanacea), которые применялись с целью достижения эйфории или галлюцинаций. Характерным было развитие холинолитического синдрома, сопорозное состояние и кома встречались редко. Нередко отравления носили групповой характер. Токсикологическая лабораторная диагностика включала определение атропиноподобного вещества в моче пациента методом тонкослойной хроматографии. В среднем, в течение года, токсикологической лабораторией проводится 200-250 исследований мочи на наличие атропиноподобных веществ. Отравления наркотическими веществами встречались у подростков в единичных случаях, чаще в форме передозировки наркотического вещества. Наиболее часто в моче определялись вещества группы опия. Токсическое действие наркотика быстро нивелировалось введением налоксона. Алкогольные отравления проявлялись у подростков быстрым развитием алкогольной комы, с признаками нарушения дыхания и гипотензией и требовали интенсивной инфузионной детоксикационной терапии.

В исследуемой возрастной группе особенно важна дифференциальная диагностика острых отравлений с психическими расстройствами и заболеваниями центральной нервной системы. Также следует учитывать этические и правовые особенности врачебной работы с несовершеннолетними пациентами, их родителями и органами опеки.